Вилейский район

Минщина удивительная

ВИЛЕЙЩИНА… Вилейка… Считается, что населенный пункт появился около пяти столетий назад. Примерно с середины первого тысячелетия нашей эры наступила пора банцеровской культуры. Со времен кривичско-дреговичских славян сохранились многочисленные погребальные памятники: на территории Вилейского района насчитывается более 20 курганных могильников IX–XII в. н. э. С 1793 г. Вилейка входит в состав Российской империи. С 3 мая 1795 г. это уже уездный город – центр Вилейского уезда Минской, а позднее – Виленской губернии.
С 1812 г. началась крупная реконструкция города. В 1939 г. этот населенный пункт получил статус центра Вилейской области, а в 1944 г. – центра Молодечненской области. С 1960 г. город является районным центром и относится к Минской области.
Сегодня приглашаем вас познакомиться с достопримечательностями современной Вилейки.
НА ТЕРРИТОРИИ Вилейского района сохранились уникальные культовые здания деревянного и каменного зодчества XVII–XVIII веков, старинные парки и усадьбы, которые были резиденциями представителей знатных фамилий, среди которых и всемирно известный композитор Михал Клеофас Огинский. Многие приезжают в Вилейский район специально, чтобы увидеть уникальные объекты усадебно-паркового искусства шляхетских имений, сохранившихся начиная с XVI века. К сожалению, время разрушило большинство величественных дворцов и более скромных классических особняков. Но до наших дней сохранились образцы сакральной и промышленной архитектуры бывших имений: семейные усыпальницы и часовни, паровые и водяные мельницы, винокуренные заводы, крахмальни, молочни и многое другое. Даже сейчас насчитывается более 14 крупных остатков усадебно-парковых ансамблей. В одном из них, в имении пана Богдановича в Ободовцах, в конце 1970-х годов первоначально планировалось создать знаменитый сейчас музей «Дудутки». Один из самых известных вилейчан Борис Цитович – член Союза художников, кавалер ордена Франциска Скарины, лауреат премии «За духовное возрождение», создатель единственного в стране музея Первой мировой войны – в то время вместе со своим другом Евгением Будиносом воплощали идею создания музейного комплекса старинных ремёсел и быта. Сохранившаяся на то время шляхетская усадьба в Ободовцах с монументальным броваром, каретней, кузней, молочней, каскадом искусственных прудов, огромной польской казармой и другими постройками подходила идеально для размещения и отеля будущего музея, ремесленных и других зданий. Но, увы, эту идею воплотили в другом месте.
Не каждый район может похвастаться уникальными примерами народного деревянного зодчества XVIIІ века. В Вилейском районе сохранились в первозданном виде деревянные церкви 1756 и 1771 годов постройки. Деревянный храм в деревне Костыки в честь 40 мучеников Севастийских является примером традиционного народного зодчества, многие культовые предметы и иконы этого храма хранятся в музее Древнебелорусской культуры Национальной академии наук и в Национальном историческом музее. Церковь 1771 года постройки в деревне Латыголь сохранила образ величественных храмов трехсотлетней давности, а в дошедшей до нас летописи церкви есть упоминание о пребывании в стенах храма французских войск армии Наполеона. Ведь не зря десятки деревень района передают из поколения в поколения легенды о затопленной золотой карете Наполеона. Древнейшими каменными сакральными зданиями Вилейского района являются костёл иезуитов в деревне Костеневичи, построенный в 1763 году, а также уникальные въездные каплицы в имении Ганута рода Огинских в деревне Ручица, возведенные в 1765-х годах итальянским архитектором в стиле барокко с элементами рококо. Деревянные резные фигуры середины XVIII века, установленные внутри каплиц, сейчас хранятся в Национальном художественном музее Литвы. Сохранился на территории района и величественный долгиновский костел Святого Станислава 1853 года постройки, по преданию, возведенный на «золотую табакерку Томаша Зана». Не перечесть архитектурных достопримечательностей Вилейского района.
Бережно сохраняется на Вилейщине и нематериальное культурное наследие: традиция колядных гуляний молодёжи в деревнях Старинки и Стайки под названием «Пячы ката», которая в своем первозданном образе сохранялась деревенской молодёжью до конца 1970-х годов, а сейчас возрождается; традиция создания на кроснах женщинами деревни за одну ночь полотна на выгон скота на пастбище в праздник Юрья в деревне Стахи; уникальный комплекс поминальных обрядов на осенние «Дзяды» и традиции голошений в деревне Рабунь; традиция создания крученных поясов и перебираных покрывал в деревне Талуть; традиции свадебной обрядности деревень Ижского, Кривосельского сельсоветов, деревни Цинцевичи, родины художественного руководителя и главного дирижера Национального академического народного оркестра им. Иосифа Жиновича, народного артиста Беларуси Михаила Козинца и автора мозаик Исаакиевского собора Санкт-Петербурга, академика живописи Никодима Силивановича.
УНИКАЛЬНОСТЬ району придают и загадочные культовые камни с рукотворными ямками. Их, выявленных на сегодня в Вилейском районе, насчитывается около двух десятков. Старинными легендами овеяны и валуны, что разбросаны по деревням района последним ледником. На Вилейщине на протяжении нескольких тысячелетий сохранялся уникальный каменный идол времен язычества – двухметровая фигура женского божества. Сейчас он выставлен в здании Института геологии Национальной академии наук. Это фигура женщины с распростертыми руками и расположенным на уровне живота образом ребёнка, на обратной стороне идола высечены древние знаки. По предположениям исследователей – это образ древней богини прородительницы, либо богини Мары. Сохранился на Вилейщине и самый большой валун района – вес его части на поверхности около 90 тонн. По преданию, это превращенный за большой грех в камень вместе со своим домом портной – он шил в Пасху, когда все молились в храме. Сохранился здесь и уникальный «Борисов камень», который служил пограничным знаком в XII веке на землях князя Бориса. Этот валун имеет название «Воротишин крест» – из-за нанесенной надписи и высеченного креста. Вилейщина хранит не одну загадку, но самой интригующей является тайна комплекса камней возле д. Стебераки. Многие ученые сходятся во мнении, что это древнейшая обсерватория, которая была создана древними людьми около 7,5 тысячи лет тому назад – это белорусский Стоунхендж. Комплекс представляет собой пять стоящих вертикально камней с изображениями различных символов и рог-ритонов. Сохранилось народное название комплекса – «Каменные Быки». Согласно легенде, быки окаменели во время того, как некий крестьянин пахал поле в праздник. Камни в Стебераках ориентирован на север, на Полярную звезду, а противоположное северу южное направление использовалось древними людьми для определения времени первой и последней фаз луны.
Вилейщина – красивый, благодатный уголок белорусской земли. Тот, кто побывал здесь хотя бы однажды, навсегда сохранит в своем сердце ее неповторимое очарование.
Приглашаем жителей Минщины посетить Вилейку и познакомиться со славной историей города.



Tagged

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *