«Панямонь». Столбцы. Еврейский след

Важное Год малой родины

В прошлом году наш город посетил Леонид Смиловицкий. Он заинтересовался историей еврейской общины в Столбцах. В итоге в Израиле вышел его очерк в еженедельнике «Мост» под названием «Столбцы». Предлагаем нашим читателям, всем, кто интересуется прошлым малой родины, отрывки из книги Л. Смиловицкого «По следам еврейских кладбищ Беларуси».

Леонид Смиловицкий, доктор исторических наук, старший научный сотрудник Центра диаспоры при Тель-Авивском университете

Столбцы – это перекресток четырех культур: белорусской, еврейской, польской и русской. Как они взаимодействовали между собой? Помогали или мешали, ссорились или дружили? Кто задавал тон? Какую роль сыграли евреи в истории города, какую оставили после себя память? Трагедия Холокоста навсегда унесла с собой неповторимый колорит довоенной жизни. Прошлое нельзя повторить, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Но прошлое учит. В противном случае, мы обречены на повторение ошибок.

Часть I

Столбцы (бел. Стоўбцы) – город в Минской области, центр одноименного района, в 65 км к юго-западу от Минска на автомобильной дороге Минск – Брест. Впервые упоминается в 1593 г., а современное название получил в первой трети XVII в.

Столбцы всегда вставали на пути завоевателей. Его жители часто страдали от чужих споров и амбиций, дорого расплачивались за чужие грехи. Так было во время русско-польской войны (1654 – 1667 гг.), Северной войны (1700 – 1721 гг.), нашествия Наполеона (1812 г.) и польского восстания против русской короны (1830 –1831гг., 1863 – 1864 гг.). Но всякий раз после набегов, войн и погромов город удивлял своей выживаемостью.

Столбцы сложились как место отправки товаров в Пруссию и дальше в Европу. Выгодное географическое положение на правом берегу реки Неман позволяло сплавлять грузы (мачтовый и строевой лес, щетину, пеньку, лен, шерсть, зерно), которые шли не только из разных районов Беларуси, но и России, стран Балтии и Украины.

Особенно значение пристани в Столбцах выросло во время Крымской войны (1854 – 1856 гг.), когда черноморские порты России блокировали английская и французская военные эскадры и внешняя торговля шла через западную границу империи. Красочное описание этого есть в книге А. К. Киркора («Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении». Под ред. П. Семенова. Т. 3. Литовское и Белорусское Полесье: Репринт, 1882 г., Минск, 1994 г., с. 363). В 1860 г. из Столбцов было отправлено за границу около миллиона пудов ржи, пшеницы, овса, ячменя и др. В 1871 г. здесь пролегла железная дорога Москва – Брест, действовали спичечная фабрика, лесопильный и смолокуренный заводики.

Иудейская община

Евреи поселились в Столбцах со второй половины XVI в. Польские магнаты не без основания рассчитывали, что знание евреями ремесел и торгового дела, умение вести финансовое хозяйство помогут обустроить край. Так и произошло. При этом евреям гарантировали автономное существование. Евреи строго соблюдали традицию, учили Тору, сверяя по ней все свои шаги, искали и находили ответы на спорные вопросы своей жизни в галуте (изгнании), отмечали национальные праздники, ставили хупу, обрезали младенцев, учили детей в хедерах и иешиве, хоронили по еврейскому закону на собственном кладбище. Но самое главное, что евреи, благодаря своим знаниям, мастерству и умениям и желанию трудиться, были повсеместно востребованы. В 1847 г. в Столбцах проживало 1315 евреев, в 1867 г. – 1450, или 71,3% от всех жителей, в 1897 г. – 2409 (64,2%), в 1921 г. – 1428 (48,3%), в 1931 г. – 2114 (30,7%), а  в 1941 г. – около трех тысяч (Российская еврейская энциклопедия. Москва, 2011 г., т. 7, с. 121).

С конца XIX века в Столбцах действовали палестинофильские кружки, сионистские, а затем и группы БУНД (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России). Начиная с 1912 г., в Столбцах работали еврейское ссудо-сберегательное товарищество и несколько благотворительных организаций. Евреям принадлежали семь лавок (бакалейных, мануфактурных, винных и др.). Они вели полноценную экономическую, культурную и духовную жизнь, со своими достоинствами и недостатками. Евреи пользовались заслуженным авторитетом и умели находить общий язык как с белорусами, так и с поляками, русскими, татарами. Они платили налоги, служили в армии и считались законопослушными гражданами. Несмотря на национальную дискриминацию и ограничение политических прав, отсутствие доступа к государственной службе, имущественные права иудеев были защищены Российским законом.

Евреи принимали активное участие в городском самоуправлении. В 1927 г. в составе местной Рады (магистрата) были три поляка, четыре белоруса, пять евреев (Zycie Nowogrodzkie. № 19 z dn. 17.09.1927 r.) В этом же году Хайма Дворецкого избрали лавником (польск. Lawnik – заседатель), член судебной коллегии («лавы») с компетенцией рассматривать уголовные и некоторые другие категории гражданских дел. Прежде в Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском «лавы» имели только крупные города. Обычно они состояли из трех-семи членов. Председателем «лавников» был войт.

С теплотой и любовью описывает жизнь еврейского городка на Немане до революции Залман Шазар (Шнеур Залмен Рубашов), третий президент Израиля в 1963 – 1973 гг., детство которого прошло в Столбцах. Автор с нежностью вспоминает своих современников в книге «Утренние звезды». Столбцы не были тогда очагом эрудиции и учености. Это было местечко, населенное тружениками, имевшими крепкие руки и сильные мускулы. Несмотря на свою бедность и скромность, они были гордостью местечка, простыми людьми, которые зарабатывали хлеб в поте лица своего (Morning Stars, Jewish Publication Society of America: Philadelphia, 1967. Translated from the Hebrew, Kochvei boker. Tel Aviv: Am Oved Publishers, 1950; 7th edition, 1966).

После советско-польской войны, в 1921 г., город вошел в состав Польши, а с сентября 1939 г. стал частью Белорусской ССР.

Миква в Столбцах до 1917 г., после 1945 г. и в 2018 г.

Синагоги

В 1867 г. в Столбцах было четыре синагоги. Сначала их строили из дерева. Внешне такие синагоги напоминали просторные дома, сложенные из бревен в форме квадрата с крутой крышей. К сожалению, ни одной из первых синагог не сохранилось. Даже местонахождение большинства из них точно не определено, кроме синагоги, которая находилась на улице Советской (бывшей Подгорной).

Между тем, несмотря на всю скромность, синагога как место обращения к Богу пользовалась большим почтением. Запрещалось сносить старую синагогу, пока не была построена новая. Каждый еврей, придя в синагогу, должен был проникнуться ее святостью. Нельзя было вести себя праздно, смеяться, шутить, бесцельно слоняться, прятаться от жары или холода, есть или пить, приходить в грязной одежде.

Каменных синагог в Столбцах было как минимум две – «большая» и «красная». В помещении «большой» сегодня расположилась контора коммунального хозяйства, а вторая, из красного кирпича, была рядом, в плотно застроенном еврейском квартале. Считается, что «красная синагога» моложе.

После 1939 г. в здании Красной синагоги работал кинотеатр «Родина». Она была разрушена в первые дни войны, летом 1941 г., в результате немецкого авианалета.

Большая синагога представляла собой каменное здание, расположенное в ряду застройки улицы Школьной (Пионерской), которая ведет к Неману. Она доминировала в центральной части города. Даже сегодня, после значительных перестроек угадывается ее конфессиональное назначение. Интерьер синагоги был богато украшен резьбой и произведениями искусства, переданными в дар выходцами из Столбцов. В разное время здесь служили раввины Довид-Тейве (1817 – 1848 гг.), Симха-Шмуль (1848 – 1860 гг.), Шлойме-Мордхе Брудне (1888 – 1902 гг.), Йоэль Сорочкин (1929 – 1938 гг.). После присоединения Столбцов к БССР в 1939 г. две синагоги закрыли. Одну из них передали кооперативу по пошиву рукавиц, а вторую приспособили под клуб.

В Столбцах сохранились миква  (ныне городская баня), и домик раввина, где сейчас центральная районная библиотека.

(Продолжение следует)



Tagged

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *