Приемники военных лет и ламповый «КВН» — 15 лет собирает советские раритеты житель Столбцов

Главное

«Дайте мне музей, и я заполню его!» — этим словам Пикассо вторит Иосиф Куземко из Столбцов. В его домашней коллекции можно увидеть редкие советские телевизоры и радиоприемники. Из них звучал ликующий голос Юрия Левитана, возвещавшего о Великой Победе и о первом полете человека в космос, сообщает mlyn.by.

Музея антикварных радио и телевизоров в Столбцах пока нет. Но экспонаты для него уже собраны благодаря стараниям местного коллекционера. К примеру, радиоприемник «Партизан» 1946 года — вещь уникальная.

Такой аппарат, выпущенный на Минском радиозаводе имени Молотова, вручался в дополнение к ордену Отечественной войны как сувенир. Хранятся у собирателя и два электромагнитных громкоговорителя, которые в народе назывались «тарелками», — символы и свидетели Великой Отечественной войны. К этим круглым приборам люди приникали, слушая сообщения с фронтов. Ведь с радиоприемниками в ту пору населению пришлось попрощаться:

— В начале войны 1941 года по постановлению СНК СССР свои радио граждане обязаны были сдать в управление связи. Из деталей приемников в тяжелые военные годы организовывалось производство полевых радиостанций, — рассказывает Иосиф Иосифович.

Наверное, «служил» на войне, а затем вернулся в мирную жизнь и ламповый радиоприемник «6НГ-1», выпускавшийся с 1937 года Воронежским заводом «Электросигнал». Детали такого аппарата приспосабливались для нужд пехоты, танков и самолетов. В деревянном вертикальном лакированном корпусе высотой около полуметра он походит на уменьшенный в разы платяной шкаф. Известно, что в блокадном Ленинграде радиолюбители из таких приемников создавали радиостанции для военных. Вещание на основе «6Н-1» также было единственным средством оповестить население об авиационных налетах, а музыкальные и литературно-художественные передачи помогали укрепить дух горожан.

Интересуюсь, сколько стоит такое радио. Иосиф Иосифович замечает, что у каждого коллекционера свой взгляд на цену, а потом добавляет: «Оно уже бесценно».

И первый в СССР массовый переносной приемник «Турист» в пластмассовом корпусе стал легендой. Он производился рижским заводом «ВЭФ» с 1956 по 1959 год и даже засветился в кино. К примеру, его можно увидеть в сцене на пляже из кинофильма «Полосатый рейс» или в «Алешкиной любви», где молодой геолог привез это чудо техники в буровой лагерь.

Сигнал из прошлого

Вся жизнь Иосифа Иосифовича связана с теле- и радиоприборами. Окончил Брестское профессионально-техническое училище по профилю ремонта радиотелевизионной аппаратуры. Сейчас работает мастером по ремонту электроприборов в Столбцовском доме быта.

— Почему приемники? Они ведь живые, звук из них можно извлечь. А первый послевоенный приемник «Минск», который хранился еще с моего детства, я выбросил — жалею всю жизнь. Тогда не думал, что увлекусь коллекционированием, — говорит Иосиф Иосифович.

Иосиф Иосифович с супругой

Собирать старинную аппаратуру столбчанин начал 15 лет назад, работая в мастерской по ремонту телевизоров одного из унитарных предприятий. Когда из-под старой аппаратуры, не подлежащей ремонту, нужно было освободить площади второго этажа мастерской, весь телевизионный хлам попросту выбрасывали через окно в прицеп трактора, чтобы затем отправить в утиль. Но, взяв в руки очередной телевизор с дефектом, Иосиф Иосифович вдруг остановился — аккуратный, ухоженный экземпляр словно просился, чтобы его сохранили. Затем мастер отставил в сторонку еще три модели — с них и началась страсть к коллекционированию.

Большинство раритетов рабочие. Многие из них Иосиф Иосифович отремонтировал сам:

— Когда еще можно было включить такой приемник в советскую радиорозетку — он зашумит-затрещит и даже словит что-то на коротких волнах.

Не трогает мастер лишь внешнее оформление старинных установок: прорехи в радиоткани, царапины, отколотая краска сохраняют шарм и дыхание прошедших эпох. Однако он не в силах справиться с «болезнью» всех приемников — высыпанием шкалы частот, краска которой со временем теряет свойства.

Виновник ажиотажа на проспекте

Среди экспонатов — первые советские телевизоры, в том числе первенец белорусского производства, выпущенный на Минском радиозаводе в 1954 году. Экземпляр очень редкий — он поступил в продажу в количестве всего нескольких тысяч на весь СССР. Позже этот телеприемник марки «Беларусь» даже становился причиной столпотворений возле минского ГУМа — люди осаждали витрину универмага, чтобы взглянуть на работающую диковинную технику.

Советский дизайн уже обрел музейную и антикварную ценность. Прибор «Ленинград», выпускавшийся с 1949 года, представляет собой черно-белый телевизор и радио. Весит немало — 52 килограмма. Экран модели оснащен небьющимся стеклом и подвижной шторкой, а размер изображения всего 18 на 13 сантиметров. Такой же и у телеприемника «КВН»:

— Рассматривать мелкую картинку было неудобно, поэтому выручала увеличительная линза, которую заполняли глицерином или водой и устанавливали перед экраном «КВНа». Название свое он получил вовсе не от известной юмористической передачи, которая появилась гораздо позже. Аббревиатура — от первых букв фамилий инженеров-разработчиков, — замечает Иосиф Куземко.

Этот телевизор не славился надежностью — больше половины поставленных на продажу «КВНов» сразу отправлялись на гарантийный ремонт. Поэтому название телевизора шутливо расшифровывалось как «купил — включил — не работает». Однако несмотря на явные несовершенства, «КВН» считался народным, ведь он стал хитом продаж первый половины 1550-х годов и сделал телевидение доступным для всех — таких моделей выпустили около 2,5 миллиона.

В коллекции столбцовского собирателя около 130 старинных радиоприемников, телевизоров, радиоточек и радиол. Добывал все это на свалках и блошиных рынках, высматривал на сайтах антиквариата. Присылали раритеты из Магнитогорска, Москвы, Петербурга.

Собирает Иосиф Куземко и патефоны. Эти механические устройства милее сердцу коллекционера, чем современные аудиосистемы. На праздник заведешь патефон во дворе дома — и зазвучит мелодия ушедшей эпохи, когда не только под фонограмму не пели, но и выступали без микрофона.

Елена Пашкевич

Фото: Павел Оровский



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *