«Лампада». Дмитриевская родительская суббота

Главное Лампада Спецвыпускі «Праменя»

Фота Святланы Жыбуль

Глубиною мудрости

человеколюбно вся строяй,

и полезная всем подаваяй,

Едине Содетелю, упокой,

Господи, души раб Твоих,

на Тя бо упование

возложиша, Творца

и Зиждителя, и Бога нашего.

Последование Панихиды,

тропарь, гл. 8.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братия и сестры, в этом году Святая Церковь призывает всех нас 2 ноября собраться на заупокойный праздник, именуемый Дмитриевской родительской субботой. В этот день Церковь приглашает каждого из нас по мере своего усердия, по мере своей любви к отшедшим в иной мир от нас нашим близким и сродникам, при живой несомненной вере в непрекращающуюся их жизнь за гробом принести свою горячую молитву об их упокоении. В этот день наши молитвы сливаются в единую общую молитву, чтобы едиными устами и единым сердцем просить милосердного Господа о помиловании наших усопших и о вселении их в месте светле, в месте злачне, в месте покойне.

О том, насколько необходима и важна молитва за усопших, очень хорошо показывает случай, описанный в житии преподобного Макария Великого. Однажды преподобный Макарий, шествуя по пустыне, нашел на земле сухой череп. Поворачивая его своим жезлом, он заметил, что череп издает какой-то звук.

– Чей ты, череп? – спросил святой старец.

– Я был начальником всех обитавших здесь жрецов, – послышался голос из черепа. – А ты – авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты молишься за нас, сущих в муках, то мы испытываем некоторую отраду.

–  Какую же вы испытываете отраду и какую муку? – опять спросил Преподобный у черепа.

– Как небо далеко отстоит от земли, так велик огонь, в котором мы мучаемся, опаляемые отовсюду, с ног до головы, – со стенанием проговорил голос, – и даже не можем видеть друг друга. Когда же ты молишься за нас, то мы отчасти друг друга видим, и это доставляет нам некоторую отраду.

Прослезился Преподобный и сказал:

– Несчастен тот день, когда человек преступил заповедь Божию.

Потом спросил он:

– А есть ли муки другие, большие?

Послышался ответ:

– Есть еще другие люди, которые находятся под нами, глубже. Мы, которые не познали Бога, имеем еще некоторое утешение от милосердия Божия, а те, которые, познавши Бога, отверглись Его и не исполняли Его заповедей, те испытывают тягчайшие, несказанные муки.

После этих слов Макарий закопал череп в землю и пошел в большом раздумье.

Из этого рассказа мы видим, что молитва преподобного доставляла некоторую отраду даже язычникам. Тем более церковная молитва доставит отраду и окажет свое благотворное влияние на души усопших христиан, за которых принесена Голгофская Жертва, которых Господь искупил Своею бесценной Божественной Кровью. Поэтому Церковь призывает всех молиться  за усопших с усердием, с любовью, поминая их добрым словом. Вспомним их добрые дела, их труды, их добрые качества…

Любовь, которую нам заповедал Господь наш Иисус Христос, должна простираться не только на живых, но и на ушедших от нас наших близких и родных. К усопшим наша любовь должна быть даже больше, потому что живые наши ближние сами могут себе помочь покаянием или совершением добрых дел и таким образом облегчить участь свою. Но усопшие помочь себе уже ничем не могут, вся их надежда на облегчение своей загробной доли – только на Мать-Церковь и ее оставшихся в живых членов – на нас с вами. Мы должны им в этом сочувствовать, тем более что участь их нам неизвестна. В большинстве ведь люди умирают с грехами. Верно слово, что во грехах мы рождаемся, во грехах и проводим свою жизнь, и хотя мы каемся и причащаемся, но тем не менее опять грешим, так что смерть нас всегда застает во грехах. А раз так, то как мы должны заботиться о помиловании наших усопших и молиться за них!

Итак, из этого рассказа мы видим, что усопшие наши все знают и все слышат. И мы должны несомненно веровать, что со смертью общение между усопшими и живыми не прекращается, что оно существует. Смерти как таковой нет. Только на время человек разрешается от своего тела, оставляет этот видимый и переселяется в другой, невидимый для нас, мир. Спаситель говорит, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И бывали случаи, когда усопшие, по воле Божией, являлись живущим, чтобы свидетельствовать им о своей новой жизни, или побудить молиться, или предупредить о какой-либо опасности, являя им таким образом бессмертие души человеческой.

По свидетельству всех Святых Отцов, сильнейшим средством для облегчения участи усопших является принесение Бескровной Жертвы – совершение Литургии, за которой также совершается поминовение живых и умерших.

Но так как на Божественной Литургии не всякий имеет возможность присутствовать, то не надо пренебрегать и частной, домашней молитвой. Можно молиться за усопших и утром, и вечером, и дома, и на пути, и за работой – во всякое время и на всяком месте. И Бог примет такую молитву, если она будет исходить от чистого, любящего сердца и будет соединена с живой верой в Господа Иисуса Христа.

Поэтому, дорогие братия и сестры, помолимся в день Дмитриевской родительской субботы за усопших наших родных и за всех вообще почивших православных христиан. Пусть наши сердца, проникнутые чувством любви и благодарности к усопшим, сольются в этот день в едином общем молитвенном вопле к Богу о помиловании их, о прощении их грехов, вольных и невольных, и о вселении их в обители праведных. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная!

Аминь.

Протоиерей Александр МАРТИНЧИК



Tagged

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *