Идеи по изменению КоАП поступают со всей страны

Ахова правапарадку Важное

В стране сложилась уникальная ситуация — работу над проектами двух кодексов, касающихся административных правонарушений, можно назвать народной. Поступило уже около полутора тысяч предложений. Об этом в эфире ОНТ рассказала заместитель главы Администрации Президента Беларуси Ольга Чуприс.

Мнение обычных людей учтут

По словам замглавы Администрации, такого охвата населения при подобной работе еще не было.

— Очень приятно, что граждане откликнулись, — отметила она. — На сегодняшний день поступило около полутора тысяч предложений. Эти предложения анализируются Национальным центром правовой информации. Уже можно сказать, что примерно 300 из них — не просто обсуждение проблематики, не просто озвучка своих недовольств, которые тоже будут оцениваться нами, но и конкретные предложения, а в ряде случаев это даже формулировка конкретных норм, которые будут реально положены в основу прописанного кодекса — одного и второго.

В качестве хорошего примера Ольга Чуприс привела мнение, которое оставил один из граждан: «Кодекс должен быть максимально лоялен к тем, кто не нарушает, и максимально жесток к тем, кто является систематическим нарушителем».

— Когда мы стали обсуждать и анализировать мнение населения, то обнаружили озабоченность тем, что есть правонарушения, которые должны однозначно влечь административную ответственность. В ряде случаев даже предлагают более суровые меры, чем предусмотренные сейчас, — рассказала заместитель главы Администрации. — Есть достаточно серьезная группа правонарушений в области охраны общественного порядка — например, мелкое хулиганство.  Или же нарушения ПДД — такие как проезд на красный свет. Очень много в этой части негативных отзывов в отношении тех водителей, которые нарушают Правила дорожного движения. Поэтому за такой вид, безусловно, при первом же нарушении сразу будет следовать мера административной ответственности. Мы их условно назвали «грубые административные правонарушения».

Основные направления изменений

Один из концептуальных посылов нового законодательства — усиление профилактической функции.

— В Кодекс об административных правонарушениях, как мы предполагаем, будет введена отдельная глава, которая будет касаться его предупредительной функции в качестве включенности мер административного принуждения, но профилактического характера, не связанных с административной ответственностью, — отметила Ольга Чуприс.

Предусмотрено деление на правонарушения, которые не представляют большого общественного вреда, и, соответственно, могут повлечь предупредительные меры — такие как профилактическая беседа, объявление устного замечания или же устного предупреждения. И так называемые грубые, за которые административная ответственность наступает сразу же. Жестким отношение будет и к «повторникам».

— Это дает возможность правоприменителям, исходя из конкретной обстановки, опираясь на характеристику личности, характер данного правонарушения, привлекать к ответственности административной или нет. Тот есть, дает больше вариативности, — высказала мнение представитель Администрации Президента.

Количество органов, которые имеют право выписывать штрафы, уменьшится.

— Мы будем работать в этом направлении, и та же Генеральная прокуратура должна подумать в том числе и над этим вопросом, — сказала Ольга Чуприс. — Равно как и над рядом других. Например, в части возможной декриминализации уголовно-правовых составов. Если брать Уголовный Кодекс, то, возможно, часть включенных туда нарушений должны перейти в разряд административных проступков.

Что уже сделано

Работа над проектами продолжается месяц. За это время провели большую аналитическую и организационную работу. Необычность задачи в том, что на этот раз идея необходимости изменения кодексов была подана Президенту со стороны населения и субъектов хозяйствования.

— Была создана экспертная межведомственная комиссия, небольшая по меркам этих кодексов, — 19 экспертов, — отмечает Ольга Чуприс. — Это министры, председатели государственных комитетов, представители депутатского корпуса, члены Совета Республики, ряд ученых, представитель Конституционного суда, который имеет соответствующую практику. У нас сформирован план, достаточно подробный.

По словам представителя Администрации, масштабность работы подразумевает включение в процесс всей страны:

— Для того чтобы определить более конкретные задачи, которые мы можем поставить отдельным министерствам, Верховному Суду, Генеральной прокуратуре, университетам, где сосредоточены основные научные кадры, мы разослали письма, которые были максимально конкретизированы, чтобы распределить зону ответственности с учетом компетенции, с учетом специфики работы тех или иных государственных органов. Было отправлено около 64 писем, сейчас мы ждем ответы на них.

Одновременно к работе привлекаются министерства. При возможности они должны внести предложения о конкретных правонарушениях, за которые будет следовать ответственность, а не в целом за нарушения предусмотренных правил либо пересмотреть правила на предмет их целесообразности.

— Как сказал Президент, законы должны идти от жизни, а не от головы чиновников, — отметила замглавы Администрации.

Финальная редакция проектов должна появиться к 1 июня, такой пограничный срок обозначен в распоряжении Президента.

— Не исключено, что изменения ждут и другие своды законов, в том числе Уголовный Кодекс. Следующий шаг зависит от того, как пройдет работа над двумя кодексами. Мне кажется, что такого у нас в республике еще не было, когда работу над кодексами можно признать поистине народной. Здесь сложилась уникальная ситуация, — резюмировала Ольга Чуприс.

Дополнительно

Задачу переработать Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях Президент Беларуси поставил 19 декабря 2019 года во время совещания по вопросам применения мер административной ответственности.

Андрей Коркин



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *