1 марта – первый день весны, Прощеное воскресенье. Со 2 марта начинается Великий пост

Главное Духовность

«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»

Мы, к сожалению, редко задумываемся о том, что в нашей жизни главное, ради чего стоит жить. Для большинства наших современников стяжание земных радостей, удовольствий, наслаждений является самоцелью. Но приходит момент – все это теряет свою силу, красоту, обаяние. И человек начинает видеть, что в его жизни нет чего-то самого главного,  без чего жизнь теряет свой вкус, свою глубину и перспективу.

И снова начинается поиск, часто он бывает похож на бег по кругу: человек постоянно что-то приобретает – драгоценности, имущество, квартиру… Но когда он это приобрел, оказывается, что это, в общем-то, не так интересно, не так ценно, и чего-то все равно не хватает.

Пост – особое время в году, посвященное Богу, самое благоприятное для того, найти ответ на вопрос о смысле человеческой жизни, чтобы наполнить жизнь истинным смыслом и вечной радостью. Это время особого духовного роста. Это время, чтобы навести порядок в своей душе. Время Великого поста, страстной седмицы и Святой Пасхи – это путь грешного, подвластного смерти человека к духовному обновлению, преображению и Вечной Жизни.

Перед Великим постом Святая Церковь предложила нам несколько покаянных ступеней – тех подготовительных недель, которые мы с вами прошли и на эти ступени поднялись.

В воскресный день накануне Великого поста вспоминается Адамово изгнание из рая. Этот день называется еще Прощеным воскресеньем.

Так постепенно Церковь приводит нас к двери покаяния, которую, в одном из церковных песнопений, мы просим открыть Господа Жизнодателя. Дверь покаяния не сама откроется. Нужна помощь Божия. Ее открывает Господь в ответ на нашу молитвенную просьбу и желание духовно трудиться, измениться и не оставаться в том греховном состоянии, в каком мы лично находимся.

Многие из нас совершенно даже не представляют, что такое грех, или к греху относятся очень свободно: «Люди везде грешат, и я грешу». Считают, что грех – это какое-то обычное явление в человеке, от которого нельзя будто бы уйти.

Естественно, неосознанные грехи удерживают человека от покаянного чувства. Раз человек не видит и не знает своего греха, раз он считает, что ему не в чем каяться, то, следовательно, у него нет ни умения, ни возможности видеть свои прегрешения, а благодаря этому и бывает закрыта для него  дверь покаяния.

Когда мы не видим своих собственных прегрешений, к нам легко приходит опасность греха осуждения других, когда мы разглядываем грехи ближних и осуждаем их, а не себя за свои грехи.

Бывает и такое состояние, когда мы пытаемся переложить ответственность за свои грехи на плечи кого-то другого или на какие-то обстоятельства, что, несомненно, тоже закрывает дверь покаяния.

Поэтому Церковь, зная, что сердце человека «лежит на лукавая от юности его», в помощь дает нам молитву Ефрема Сирина, в которой мы просим Господа отнять от нас всякую греховную скверну – «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия»; просим усвоить нам христианские добродетели — «дух  целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви» ко спасению души; просим дара видения своих прегрешений и неосуждения ближнего.

Очень, очень важно раскаяние. Отсутствие раскаяния – второй грех после ослушания Бога и нарушения Его заповеди. Когда Адам и Ева после грехопадения встретились с Лицом Божиим, свой грех они постарались переложить на плечи другого. Адам во всем винит жену, которую ему дал Бог, а Ева — змея, который ее искусил. Таким образом, у них не было раскаяния в своем грех, хоть был шанс все исправить и восстановить своим раскаянием. Поэтому нам так важно научиться видению и  осознанию своих грехов.

На первой седмице Великого поста в храмах поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви…» Пост приятным должен быть Богу! Истинный пост – это удаление от всякого зла, воздержание языка, воздержание от гнева и ярости. Наши человеческие чувства и желания должны стать добрыми и чистыми.

Пост – время усиленной борьбы с грехом (во всех его видах и проявлениях), самолюбием и равнодушием в своей душе, время борьбы с нечистыми мыслями и желаниями. Православный пост – это курс христианского лечения души, а не диетический режим для тела. Цель поста – духовное здоровье души.

Наш пост – это подвиг и радость. Подвиг, потому что требует больших усилий, самоограничения, смирения. Это и особая радость, которую дает большой труд, это радость выздоравливающего больного. Радость не буйная, она глубоко внутри, потому что пост ведет к Пасхе, к воскресению нашему и Вечной Жизни в Царстве Небесном. Аминь.

Благочнный приходов Столбцовского округа протоиерей Александр МАРТИНЧИК



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *