Мы – турагенты стали перед выбором: уходить из бизнеса или это просто стресс?

Важное Эканомiка

Фото носит иллюстративный характер

Уже два месяца прошло с тех пор, как мировой туристический рынок полностью рухнул (в том числе и в Республике Беларусь). Это не просто финансовый кризис, а институциональный.

Классическая реализация пакетных туров давно шла к своей кончине от множества причин как внутренних, так и внешних. На белорусском туристическом рынке уже давно накапливались всем хорошо знакомые проблемы: несправедливое разделение ответственности ТА и ТО, скидочные войны, неясная роль и юридический статус центров бронирования, хамское и непартнёрское отношение ряда крупных ТО к ТА и многое другое.

К нашим внутренним проблемам добавляется ещё и глобальная – внешняя. Всемирная паутина для сферы услуг стала играть такую же роль, как паровые машины в начале индустриальной революции для рабочих мануфактур. Значительную часть работы за человека будут делать машины – это прогресс, который сократил бы рынок турагентств рано или поздно, и противиться ему нет смысла.

В наши дни кризис обостряет все эти процессы, ставя сразу ключевые вопросы ребром и прямо в данную минуту. Эта вынужденная пауза в туризме – повод переосмыслить ценность данной профессии. Значительно ситуацию обостряют пока еще непринятые меры по поддержке малого и среднего бизнеса туристического сегмента. Указ Президента Республики Беларусь № 134 вступил в силу 24 апреля 2020 года, однако меры по поддержке являются рекомендуемыми и выполняются по усмотрению местных органов власти. Рассрочка по аренде и «арендные каникулы» не решают ничего, потому что в конце года все равно придется платить, а сезон 2020 может так и не начаться.

Анализируя ситуацию на мировом рынке, границы государств закрыты и на данный момент нет каких-то точных сроков по их открытию, а турецкие отели уберут «шведские столы» после пандемии коронавируса. Об этом пишет газета Ahaber со ссылкой на министра культуры и туризма страны Мехмета Эрсоя. По его словам, если обстановка с коронавирусом не ухудшится, в конце мая в Турции начнется туристический сезон. Пока он будет ограничен внутренним туризмом.

Однако из-за пандемии COVID-19 отели внесут изменения в свои стандарты безопасности и санитарные нормы. В частности, уберут шведские столы из системы «все включено», заменив его комплексным меню. Также для гостиниц установят предельную нагрузку в 50% от максимальной вместимости, добавил Эрсой.

В министерстве также отметили, что рестораны в Турции могут начать открываться в последнюю неделю мая. Для них введут новые правила — расстояние между столиками должно быть не менее двух метров, а число посетителей не должно превышать 30% от максимальной вместимости.

Напомню, что Турция и Египет являются самыми популярными направлениями среди белорусов из-за систем «всё включено» и «шведский стол».

Прокомментирует ситуацию в нашей стране Председатель Правления Республиканского Союза Туристической Индустрии, член Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь Гулый Филипп Анатольевич:

«Любой кризис является шансом для реализации, он заставляет крупные бизнес-системы банкротиться и уходить с рынка при отсутствии «финансовой подушки». Те компании, те бизнесы, которые располагают финансами и ресурсами, замыкаются в себе (пример, TUI, Библио-Глобус). Что это значит? У них есть время на то, чтобы отладить все собственные внутренние системы, разобраться с софтами, вывести всю продуктовую линейку и навести порядок в целом. Можно говорить о том, что подобная пауза достаточно положительно сказывается на будущем таких компаний, которые могут распоряжаться своим временем грамотно. У них есть способность одновременно отслеживать и анализировать динамику изменения спроса, который в свою очередь состоит из покупательской способности и критериев потребления.

В этом кризисе однозначно изменится критерий потребления – люди станут относится к своим путешествиям совершенно по-другому. Во-первых, люди начнут по-другому считать деньги и экономить. Во-вторых, важным критерием для выбора отдыха станет безопасность. Логистическая безопасность – это желание оказаться в той стране, которая имеет отличительные черты от страны проживания, но из которой можно гарантированно быстро вернуться (полёты прямыми рейсами национальной авиакомпании или же наличие общих границ со страной проживания).

В течение нескольких лет страны будут компенсировать потери въездного туризма (банкротства и убытки инфраструктуры), в который государства инвестировали. Крупные страны, с довольно большой ёмкостью рынка, такие, как США, Китай, Россия, Франция, Германия и Польша, смогут обеспечивать внутренний туризм. В то же время в этих странах не умрет ни турагентская, ни туроператорская деятельность, потому что это те объекты, где есть возможность заработать.

А что же тогда делать маленьким странам таким, как Чехия, Беларусь, Ирландия, Бельгия… Им необходимо объединяться в кластерные системы – межрегиональное сотрудничество. Чехия готова работать со всеми своими соседями (Словакия, Венгрия), Польша в свою очередь замыкается в себе. Прибалтийские страны открывают быстро границы между собой, чуть позже подтянутся регионы Скандинавии. Ярким примером является далекий от нас кластер Австралия и Новая Зеландия, страны объединились для наращивания взаимных потоков. Таким образом все движется к взаимному объединению для достижения общих целей в это непростое время.

Следующим критерием потребления у людей будут инструменты, которые непосредственно могут воздействовать на улучшение состояния их здоровья. Жителям мегаполисов будут интересны манипуляции, направленные на борьбу со стрессами и синдромами эмоционального выгорания. Соответственно отдых на природе, совмещенный с оздоровлением, йогой и профилактическими медицинскими процедурами, будет очень востребован среди данного класса.

Расширятся возможности делового туризма, совмещенного с осмотром достопримечательностей и инфраструктуры в выходные после рабочей недели. Также пользоваться большой популярностью в перспективе будут активные туры на полдня или на день, они станут дополнением к турам выходного дня и к классическому продукту».

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, шансов у мелких объектов предпринимательской деятельности, креативных людей и населения наших регионов гораздо больше, чтобы создать уникальные продукты, продавать их и тем самым убрать посредников между производителем и конечным потребителем. Чуть позже стоит ждать всевозможной поддержки таких проектов нашими властями. Им придет осознание ситуации, связанной с нехваткой денежных средств на развитие данного сегмента рынка республики Беларусь. Далее будет происходить следующее: в каждом регионе (в том числе в Столбцах и в столбцовском районе) появится некая точка роста и притяжения – это может быть санаторий или турбаза (прим. «Высокий берег»). Соответственно вокруг таких объектов будут создаваться новые кластерные продукты: от велосипедной стоянки, продажи дров проплывающим по маршрутам байдарочникам до сдачи в аренду необходимых приспособлений для данных видов отдыха.

Туризм не будет прежним, но есть возможность стоять у истоков модернизации данного сегмента рынка в нашей стране.

Ангелина Левкович



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *