Стоимость книги увеличивается в разы. Как столбцовская семья делает оригинальные кожаные переплеты

Важное Соцыум

Татьяна и Владимир Островские из деревни Новый Свержень Столбцовского района зарабатывают на жизнь тем, что делают эксклюзивные кожаные переплеты для священных книг. Редкое ремесло они освоили порядка 10 лет назад: начинали с небольших молитвенников, которые «одевали» в кожу не самого высокого качества. Сегодня Островские работают только с итальянскими материалами премиум-класса — и переплетают как современные, так и старинные богослужебные реликвии, вес которых может достигать 15-ти кг! В гостях у мастеров побывали корреспонденты МЛЫН.BY.

Раритет XIX века

Нет в мире более популярной книги, чем Библия. Ее дарят и передают по наследству, берут с собой в путешествие в качестве оберега и читают как настольную. К священному писанию особое, бережное отношение и уважение. Но порой даже такая бережность и аккуратность не спасает: со временем книга начинает ветшать, теряет свой внешний вид. Единственный способ продлить ее годы — «одеть» в кожаный переплет. Мастеров, которые бы в совершенстве владели этой техникой, — единицы. Вот и Татьяна Островская говорит: ей понадобились годы, чтобы освоить переплетное дело.

— Вообще-то по профессии я закройщик: как человеку, который умеет обращаться с иголкой и ниткой, мне предложили попробовать себя в новом деле: «одеть» священную книги в кожу. Мастер, который брался нас этому учить — собрал группу из 10 человек, — вспоминает Татьяна. — Нам дали материал, небольшие по формату молитвословы и показали, что да как. Получилось у нескольких мастериц, но серьезно переплетом занялась только я. Это кропотливый труд, да и не всегда получаешь тот результат, на который рассчитываешь.

Уже потом, будучи замужем, Татьяна предложила и супругу поработать с кожей. Владимир признается: для него все было в новинку. Но желание обучиться ремеслу оказалось сильнее, и вскоре Островские стали выполнять первые заказы по переплету священных книг. Возможно, тогда они еще и не думали, что посвятят этому делу свою жизнь, если бы не одно обстоятельство…

— Тот самый человек, с подачи которого Таня начала заняться переплетом книг, отправлялся в паломничество на Святую Гору Афон. Он хотел быть уверенным, что здесь останутся люди, которые продолжат его дело, и подарил нам пресс для тиснения кожаных переплетов, — рассказывает Владимир. — Мне стало интересно: что это за станок, откуда привезен, сколько ему лет.

Оказалось, Островские стали обладателями настоящего раритета XIX века, привезенного из храма Покрова Пресвятой Богородицы.

— Теперь понимаю, какое безграничное доверие нам оказано. Надеюсь, мы его оправдали. Хотя не все сразу получалось: сравниваю те книги, которые переплетали 10 лет назад с теми, которые «одеваем» в кожу сегодня, — это небо и земля. Действительно, все приходит с опытом.

Самый дорогой расходный материал

Пока беседовала с супругами Островскими, обратила внимание на большую коробку с богослужебными книгами. Владимир пояснил: это очередной заказ, присланный через издательство белорусского Экзархата. Все книги пока «одеты» в картон — пройдет неделя или две, прежде чем они отправятся по обратному адресу уже в новых, кожаных обложках. Кстати, после того, как книга «переодевается в кожу», ее стоимость увеличивается в разы. И дело даже не в том, что это ручной труд, который сегодня высоко ценится…

— Во-первых, сам процесс очень кропотливый: с книги, для которой делается кожаный переплет, снимаем оригинальную обложку. На ней изображен крест, поэтому выбрасывать обложку нельзя, только сжигать, — говорит Владимир. — Затем нужно вклеить форзац. На торцы книги наносится специальный черный грунт с напылением, еще один обязательный элемент французского переплета — торшонированный обрез. Отдельно изготавливается обложка: цельный кусок кожи натягивается на картон, после чего делается тиснение. На этом этапе в работу вступает тот самый раритетный пресс: с помощью специальных клише на обложку наносится определенный рисунок. У нас большой выбор клише для выполнения любого заказа. Хотя когда-то начинали с нескольких штук, но развернулись и постепенно пополнили коллекцию.

Все клише, говорит Владимир, изготавливались под заказ лучшими столичными дизайнерами. Удовольствие это не из дешевых. Однако самый дорогой расходный материл — кожа:

— Когда только начинали заниматься переплетом, могли позволить себе кожу белорусского производства. Тогда нам казалось, что она идеально подходит для обложки книг. Прошло 10 лет: и мы вышли на совершенно другой уровень. Работаем исключительно с итальянской кожей сорта премиум — из такой, кстати, популярные бренды одежды шьют свои коллекции. На одну книгу уходит в среднем 0,2-0,4 м2 материала. Разумеется, все это сказывается на итоговой стоимости экземпляра. С другой стороны, Библия в кожаном переплете — это эксклюзивное издание, подарок, который станет украшением любой библиотеки.

Больше всего, говорит Татьяна, востребованы переплеты из черной, светлой и коричневой кожи; реже — из зеленой, красной, синей, голубой. Даже ради одного заказа супруги покупают материал нестандартного цвета.

Клиент клиенту рознь

Ремесленные услуги Островских довольно востребованы — к ним обращаются служители белорусских храмов и обителей. Есть среди клиентов и частные лица. С такими, говорит Владимир, работать бывает сложнее.

— Вообще клиент клиенту рознь. Один даст книгу и попросит сделать для нее кожаный переплет, при этом в сам процесс не вмешивается. А другой хочет контролировать все этапы работы от начала до конца. У нас хороший выбор клише, мы делаем тиснение фольгой, блинтовое тиснение, но заказчик может захотеть что-то оригинальное. Тогда он сам нанимает дизайнеров, заказывает клише, а мы уже подстраиваемся под его предпочтения.

Более десяти лет в переплетном деле: рука, как говорится, набита, но ведь от ошибок никто не застрахован. И привередливые клиенты тоже, наверняка, попадаются…

— Не без этого, — кивает Владимир. — Недавно отправляли заказчику книгу в кожаном переплете: он остался недоволен, и вернул ее назад. Его не устроили небольшие линии на коже. Это не брак, просто такая структура кожи. Но человек платит деньги и вправе рассчитывать на результат. Книгу мы оставили себе: знаю, что кто-то ее обязательно купит, а клиенту отправили другой экземпляр.

Не только переплетное дело освоили супруги Островские, они еще и реставрируют старинные богослужебные реликвии. Выполняют заказы для Свято-Никольского мужского монастыря в Гомеле, женского монастыря праведной Софии, княгини Слуцкой, Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.

На вопрос, можно ли «прокормиться» переплетным ремеслом, Татьяна и Владимир отвечают: в убыток себе не работают.

— Самые напряженные периоды, когда нам буквально из-за стола встать некогда: неделя или две перед Рождеством Христовым и дни перед Пасхой, — отмечает Татьяна. — Заказов много: все хотят успеть сделать для родных и близких эксклюзивный подарок. Соответственно, и заработок больше. За последние пару месяцев удалось подсобирать денег: планируем возле дома построить мастерскую и перенести туда пресс-станок.

Кстати, год назад Островские зарегистрировались как индивидуальные предприниматели (до этого работали в качестве ремеслеников), и возможностей для работы стало больше. Плюс получили субсидию от управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома — более 3 200 рублей.

Сапожники без сапог

На прощание не могла не поинтересоваться у Островских насчет собственного собрания священных книг в кожаных переплетах.

— Мы сапожники без сапог, — улыбается Татьяна. — Если и переплетаем книги для домашней коллекции, потом обязательно их дарим. В доме частыми гостями бывают представители церкви, и отпустить их без подарка как-то неправильно. Но сейчас начинаем исправлять это упущение: недавно «одели» в кожу Афонский Псалтирь, на очереди — факсимильное издание Слуцкого Евангелия, факсимильное издание Библии Франциска Скорины в 3-х томах. Но даже если и эти книги разойдутся — не страшно. Мы рассматриваем их не с точки зрения материальной ценности, а с точки зрения духовной. А иметь возможность поделиться с человеком частичкой своей души — это Божье благословение.

Автор статьи: Галина Наркевич

Автор фото: Павел Шнип



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *