«Ночь — время для разметки». Интервью с художником, создавшим новый мурал в Столбцах

Важное Культура

image_pdfimage_print

На прошлой неделе столбцевские соцсети облетели фотографии граффити, которые появились на фасадах двух строящихся домов в райцентре. МЛЫН.BY поговорил с их автором и выяснил, кто стал прототипом для мурала и что еще может появиться на стенах города.

Евгений Литвинов в стрит-арте уже двадцать лет. За это время он объездил всю страну: его изображения можно найти в Солигорске, Борисове, Жодино, Старых Дорогах, Марьиной Горке… А начинал он, как и многие другие уличные художники, с граффити.

— От простых рисунков на стене граффити отличает идея, — объясняет Евгений. — Граферы-райтеры придумывают имя себе, своей команде и шифруют его в рисунке. Сначала это просто название. Потом появляются украшения, дополнительные элементы, персонажи. Со временем ты растешь как художник. Кстати, многие авторы муралов так и не получили художественного образования.

Высшего худобразования нет и у Евгения: он учился в художественной школе, потом в колледже в Бобруйске, а с поступлением в Академию искусств не вышло. Стать артистом с «вышкой» помешал экзамен по русскому языку.

— Я увлекался граффити, пока нашу компанию не заметила организация, которая помогала с развитием творческим ребятам, — продолжает Евгений. — Например, приобретала для музыкантов звукозаписывающее оборудование. Ради граферов эта организация договорилась с районной исполнительной властью и получила стену, которую можно было бы украсить рисунком. Здорово, когда молодым граффити-райтерам помогают: находят пространство для творчества, организуют фестивали. Со временем, надеюсь, это будет повсеместной практикой.

Постепенно рисование муралов превратилось в заработок. Фирма Евгения занимается не только монументальной живописью: художники красят автомобили, фудтраки, коттеджи, комнаты.

— Но мне больше по душе огромные картины — чем больше, тем лучше. Рисунки размером меньше дома меня не так увлекают, — смеется Евгений. — Больше всего нравилось рисовать черно-белые женские портреты. Но на фасад девятиэтажного дома я еще их не наносил. А хочется!

История появления мурала в Столбцах достаточно обычная: строительный подрядчик дал запрос, чтобы здания выглядели оригинально, и обратился к художникам. Повезло: дали полный простор для фантазии. Евгений сам создавал эскиз, подбирал цвета и стиль изображения.

— Муки творчества никто не отменял, поэтому порой на эскиз уходит больше времени, чем на нанесение изображения. Мурал в Столбцах я отрисовал на фасаде примерно за неделю, хотя он еще не до конца закончен. Решил исполнять в графике, потому что этот стиль больше подходит к конструктивистским строениям. У героев реальные прототипы: например, розоволосая девушка живет в Жодино. Она не знает, что стала героиней мурала. Когда строительство закончится, хочу привезти ее к дому и показать изображение, устроить сюрприз!

Финальный мурал немного отличается от проекта: изначально Евгений намечал его в более пастельных тонах, которые потом решили заменить на более яркие краски. Но не выцветет ли эта яркость под знойным белорусским солнцем?

— В сфере стрит-арта существует несколько подходов. Многие рисуют хорошо, но из-за экономии пользуются более дешевыми красками, которые быстро выцветают. Мы уважаем творчество, поэтому используем более дорогие материалы, и их солнце не тронет. Для рисунков, где есть переход цвета, используем баллончики. А для таких графичных изображений, как в Столбцах, — акриловые краски. Они не бликуют, и это хорошо, потому что люди привыкли к матовым стенам на домах.

В практике Евгения были моменты, когда приходилось полностью перерисовывать готовые эскизы. Выходило как: сторонняя организация сфотографировала здание под неправильным углом, и по этому снимку рассчитала размеры и создала изображение… На практике обнаруживается много свободного пространства или несовпадение пропорций. Тогда нужно исправлять, перерисовывать, дополнять.

Но самая сложная часть работы — это разметка готового рисунка на фасаде. Оказывается, художники делают ее ночью: используют мощный проектор, насвечивают изображение на фасад и намечают изображение. Так гораздо удобнее, чем переводить контур с наброска. Правда, сейчас «по старинке» практически никто не работает.

— Процесс разметки достаточно опасен. Во-первых, потому что ночь — темно. Во-вторых, нужно не перекрывать телом луч. Поэтому приходится выворачиваться, выкручиваться, чтоб не закрыть телом часть рисунка. Бывает, уличное освещение мешает, делает изображение более светлым, а его никак не выключишь. Иногда рисованию мешает погода — в дождь, например, никто красить не будет.

— А при снеге?

— В снег проще. Есть технология подогревания краски, а еще можно накрыть тентом леса, поставить тепловые пушки.

Над муралом в Столбцах работала команда в три человека. Никаких сложностей не возникло. Вообще, по словам Евгения, тяжелее работать над горизонтальным стрит-артом.

— Когда делаешь подобный мурал, то нужно часто перемещаться на люльке или на лесах. А мы же не только носим краски и кисточки. Еще устанавливаем леса, настраиваем оборудование, даже сварочные работы проводим. С высотными зданиями другая трудность: есть художники, которые боятся высоты. Например, один мой знакомый автор не работает дальше пятого этажа. Новички тоже сталкиваются со страхом. В обучении на проведение высотных работ почти нет практических занятий, поэтому не каждый знает тот предел высоты, который он освоит.

Самая любимая часть работы для Евгения — смотреть на реакцию людей. Красишь стену дома летом, а местные жители выходят из подъездов, приносят водичку, угощают мороженым… Но иногда встречают не так тепло.

— Пару раз на нас вызывали милицию: не поняли, кто там с баллончиками по лесам лазит, — разводит руками Евгений. — Но в основном от людей идет большая отдача, и это здорово. Художник проявляется в творчестве, несет его в массы, а массы его оценивают — и в этом большое удовольствие работы.

Новострой в Столбцах ждет еще два мурала. Но Евгений уже вынашивает новую идею.

— Недавно я сделал 3D-версию герба Марьиной Горке. Фон и рамка — золотая. Фотографии не передают цвет, но вживую рисунок так и светится, — улыбается Евгений. — Сам тренд 3D-гербов запустил художник Денис Ходас. Смотришь на такие гербы — а они оживают на глазах, очень интересный эффект. Он создал подобные муралы для Гродненской области, а я продолжаю его дело. Мечтаю нарисовать герб Столбцев, уже есть готовый проект. Но в идеале здорово было бы сделать такие проекты для всех городов Беларуси.

Автор фото: фото из архива героя



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *