Туристическая отрасль Беларуси спустя полгода переживания кризиса

Эканомiка

image_pdfimage_print
Фото носит иллюстративный характер

С момента закрытия границ и наступления трудного времени в туристической отрасли прошло уже больше полугода. За это время рынок очистился, так как различные объекты в непростых для себя условиях выбрали новый путь: кто-то ушел в ликвидацию и подал на банкротство, кто-то реструктуризировался, кто-то продолжил работать с сохранившимися каналами дистрибуции и содержать инструмент, сократив штат сотрудников. Всё вышеперечисленное уже произошло, происходит и ожидает дальнейшего развития событий.

А вот каким будет этот новый мир в истории туротрасли узнали в беседе с экспертами сектора туризма Республики Беларусь Филиппом Гулым и Дмитрием Морозовым.

  • Филипп Гулый, председатель Правления Республиканского Союза Туристической Индустрии, членом Межведомственного экспертно-координационного совета по туризму при Совете Министров Республики Беларусь;
  • Дмитрий Морозов, заместитель председателя Правления Республиканского Союза Туристической Индустрии, соучредитель DMC компании «Западный Тракт».

– Добрый день, Филипп. Начнем с главного и поговорим о ситуации в отрасли спустя полгода кризиса

– Прогноз, представленный в июне экспертной оценкой полностью себя оправдывает. В отличии от многих стран Беларусь смогла сохранить выездной поток по основным направлениям (Турция и Египет), а также развить альтернативные: Албания (в перспективе Македония); несколько месяцев продержались Черногория, Тунис и Болгария, сохранив свои позиции на нашем рынке. Основной вывод – это ярко выраженное установление, сохранение и развитие межрегионального рынка. Перспективы большей части розничной торговли весьма мрачны, доля туроператоров в импорте туруслуг испытывает давление по долговым обязательствам, учитывая, что правительство находит положение дел в выездной части отрасли недопустимым по отношению к правам туристов и ужесточению законодательства, что означает движение в сторону олигополии и структурированию рынка.

– Хотелось бы услышать оценку рынка въездного туризма

– Въездного туризма нет, кроме вынужденного транзита (за что огромное спасибо авиакомпании Belavia), любителей санаторного релакса и неотложных бизнес вопросов из-за Днепра. Это значит, что немногочисленные тур компании, которые работали на приём иностранцев, законсервировали свои арсеналы, инвестируя в сохранения кадров и собственного бэкграунда до 2022 года.  Отдельно стоит выделить пострадавших от оттрубленных валютных тур потоков гидов, которые мобильно вернулись на основное место работы или находятся в поиске нового, и городские гостиницы, которым слишком тяжело в данный период времени.

– Всё это говорит о большом количестве трудностей и очень смутном будущем. Вы, как владелец собственной DMC, смогли переориентироваться на внутренний рынок, и что думаете о качестве оказываемых услуг?

– Внутренний туризм развивается невообразимыми темпами! Хозяева рвут цены в сезон, нарекают на судьбу в не сезон, при этом не заботясь о сервисе и качестве. Комфортнее всего себя чувствуют агроусадьбы и все объекты, которые связаны с активными турами, и которые финансово и физически вкладываются в развитие инфраструктуры для активного отдыха на природе. Хорошие шансы на успех имеют санатории и различные «спа-резорт» объекты, однако далеко не все имеют ресурсы и компетенции модернизировать продукт и провести оптимизацию.

– Хотелось бы поднять вопрос о мерах поддержки государством: указа 143 и 178. Помогло ли это?

– На мой взгляд, указ № 178 помог очень точечно, а вот № 143 помог многими инфраструктурным объектам, только для торговли и сервиса в тур индустрии прошёл практически незаметно, однако данная мера – общая, никак не отраслевая. Более того, скрытой проблемой является накопление финансовой нагрузки, так как отсрочка по налогам и арендным выплатам не является льготой! Остается вопрос: из чего платить при отсутствии выручки? Предлагаемые меры с «диалоговых площадок» звучат как деревенские лозунги, а не продуманный ряд мер одной из производственных цепочек отрасли макроэкономики!

– Спасибо за такую честную оценку. Хотелось бы конечно, чтобы и в нашей стране к бизнесу прислушивались. В связи с этим назревает вопрос с необходимостью сохранять и дальше инвестировать в компанию (предприятия), если же всё стремится к необратимо сложным последствиям?

– Компании, которые способны работать на внутреннем рынке, конечно же нуждаются в инвестициях для развития с последующим масштабированием с 2023 года. Для успешной трансформации своего предприятия необходимо: сохранить кадровую компетенцию; развить собственные прямые продажи; любым способом сохранить действующие каналы продаж, дающие хоть какой-то системный или перманентный поток; рассрочить и максимально растянуть затратную финансовую нагрузку с поставщиками, банками и налоговой службой. Оптимизация, сохранение лучших кадров и экономия для выживания и работы с оставшимся рынком. Внесение (разработка) предложений по системе переквалификации специалистов в сфере туризма из выпадающих звеньев производственной цепочки. А вот компании, которые не способны, не доживут до 2023 года.

– В нашем диалоге мы очень много говорим о будущем, значит надежды на восстановление туризма в ближайшее время совершенно нет? Когда, по вашему мнению, вообще планируется хоть какой-то туризм?

– Если давать оценку, разделяя на внутренний, въездной и выездной, то это будет выглядеть вот так. Внутренний – сейчас как никогда на пике, так как особо никуда не выехать. Въездной, в смысле слова иностранный, ожидается не ранее 2022 года. Выездной хоть какой-то есть и сейчас, но все это не говорит ни о каких перспективах в ближайшее время. В 2021 будет рост из регионов России и стран среднего востока.

– Минск является отдельным миром и совсем не показателем ситуации во всей стране. Давайте попробуем описать ситуацию в регионах по въездному и выездному туризму. Правильно ли я понимаю, что там еще сложнее?

– Про выездной добавить нечего, разве лишь то, что за счёт ухода с рынка массы молодых и талантливых людей со знанием языка, умением продавать, составлять, отображать тур продукт – в региональных музеях и не только появятся замечательные сотрудники. По въездному, который через несколько лет станет надстройкой на базисом (под базисом мы имеем в виду усиливающийся внутренний туризм) полагаем, что все будет развиться вокруг точек роста, так сказать локальных центров экосистем. А в регионах это конкретная географическая точка. Объект показа, отдыха, аттракция, вопрос лишь в том, будет ли это замечено властью, задача которой создать условия для роста.

– Спасибо Вам, Филипп, за оценку ситуации, существующей на рынке туризма в стране и наболевших сегодня вопросов для бизнеса и отрасли. О каналах иностранной дистрибуции и перспективах работы для туризма РБ в период оздоровления рынка мы продолжим наш большой диалог с Дмитрием Морозовым. Добрый день, Дима!  

– Главными каналами по всей видимости будут крупные GDS системы и «wholesalers», a также выжившие операторы. Первые будут давать результаты достаточно оперативно, вторым потребуется не менее года, чтобы войти в более-менее эффективный режим работы.

– Расскажите нам о планах по выходу на новые рынки, и их реализация в после пандемийный период

Если говорить о новых рынках, то в первую очередь имеет смысл таргетировать те рынки, на которых Беларусь ранее была представлена в незначительной степени, и которые будут, судя по текущей тенденции, ранее других выходить из экономического кризиса. Это в первую очередь южные регионы КНР и наиболее экономически развитые штаты Индии.

– В такой непростой период, очень важно сохранять в том числе имиджевую составляющую для бизнеса. На мой взгляд, этому способствует ваше участие в онлайн вебинарах и выставках в период коронавируса, которые ранее были опорным точками в маркетинговой политике компании. Оцените результаты от проделанной работы.

– К сожалению, в период пандемии так и есть, что почти все вебинары носят имиджевый характер, помогая лишь напомнить рынку о своем существовании. Из-за текущих ограничений мобильности населения нет возможности получить отдачу от проведенных мероприятий. Невозможно также и предугадать то, сколько контрагентов доживет до момента снятия ограничений. Однако есть и положительные примеры в 2020 году, когда в результате вебинаров получалось получить бизнес-туристов, однако это скорее исключение из правил. При этом считаю, что проводить и участвовать в подобных онлайн мероприятиях имеет смысл, что бы участники туристической индустрии не теряли связь и планировали постковидное будущее.

– Спасибо, Дмитрий, за ваше мнение и экспертную оценку.

Таким образом, все вышеперечисленное дает нам очень точное представление о ситуации тур отрасли спустя полгода с начала кризиса. Очевидно, что окончание этого трудного период еще заставит себя ждать, но обязательно будет что-то новое после такого глобального передела мира.

Ангелина ЛЕВКОВИЧ



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *