Без купюр. Как в Вишневце возник почтово-денежный коллапс

Главное Соцыум Эканомiка

image_pdfimage_print

Жители Вишневца бьют тревогу: местное отделение банка закрылось, почта работает только четыре часа в день и закрывается до обеда. Чтобы заплатить за коммуналку или получить пенсию, приходится стоять в гигантских очередях. Снять наличные тоже проблемно: их нужно буквально заказывать заранее. В ситуации разбирался МЛЫН.BY.

Несмотря на неплатежный день, в почтовом отделении в Вишневце оживленно: входные двери то и дело открываются, на смену одним посетителям прибывают новые. Чтобы не отвлекать от работы начальницу отделения почтовой связи Ольгу Бычко, мы обращаемся к местным жителям:

— Молодые жители агрогородка пользуются интернетом и могут внести платежи онлайн. Старшее поколение совершает платежи не через интернет, а на почте или в банке. Но отделение «Беларусбанка» закрыто, почта работает до часа и не в состоянии при таком режиме работы обслужить всех желающих. Поэтому до 25 числа каждого месяца на почте — столпотворение. Каждый несет платежку — а это ведь не одна бумажка. На одного человека уходит минимум 15 минут, — обозначает проблему местная жительница Наталья.

Ситуация, мягко скажем, неприятная. Каждый житель Вишневца знает: если идешь на почту внести платежи — простоишь в очереди минимум час. Сегодня, к слову, в населенном пункте проживает более 600 человек.

— Более того: снять наличные, кроме как на почте, сегодня негде, — добавляет Наталья. — Поэтому если зарплата пришла, скажем, в четыре вечера, а ты решил съездить закупить продукты, то ты никуда не попадешь. Купить лекарства в агрогородке с карточки ты тоже не можешь: оплату принимают тоже наличными.

Читатели могут указать на несостыковку: как от такой проблемы может страдать Вишневец, который располагается между двумя крупными райцентрами? В чем проблема: сел в маршрутку, доехал до города, снял наличные, поехал обратно… Не спешите с выводами, ведь транспорт тоже стоит денег. Наличных денег. Ощущаете иронию?

В разговор вступают другие жители Вишневца — в основном задают риторические вопросы:

— А если оплатить кредит? Как доярке, при трехразовой дойке, успеть выстоять очередь и заплатить?

— Или учителя. У них приходит зарплата, как ей прибежать в первой половине дня на почте и снять эти деньги?

— Пока на почте нельзя было оплатить за питание и ученики, родители собирались вскладчину и специально ехали в Столбцы…

— Или приходят молодые специалисты. Жить на селе! А они здесь даже зарплатную карточку открыть не могут, должны в Столбцы ехать!

— Хоть бы поставили банкомат где: на почте, или в магазине…

— Мы сами можем дать наличности столько, сколько у нас по факту есть, — вступает в разговор Ольга Бычко, пользуясь неожиданным перерывом в работе. — Скажем, если люди закажут деньги на завтра…

— Наличность нужно заказывать? — уточняю я на всякий случай, вдруг не так расслышала. В это же время в отделение заходит мужчина и молча слушает наш диалог.

— Как вы думали, — улыбается Ольга. — Вот сдадут нам выручку — мы ее всю тут же раздадим тем, кто ее заказал. Если не сдаст — не получим деньги. Только так. Приходят люди, просят: дайте хоть несколько рублей, на маршрутку, доехать до Столбцов и снять деньги. А мы не можем!

— Короче, нет у вас денег, — констатирует вошедший мужчина.

— Нет, Валера. А ты хотел грошей? Нет у нас.

— Вот такой вы бедный банкомат… — житель Вишневца разводит руками и отправляется обратно ни с чем. Вслед за ним еще несколько местных приходят и спрашивают о наличности.

…Местные освещают ретроспективу событий: сначала отделение «Беларусбанка» работало каждый день — тогда сотрудник жил в агрогородке. Потом стали работать через день. Потом перешли на график 1 день в неделю. А потом – 1 раз в… месяц! Даже с таким расписанием жители агрогородка умудрялись попадать в банк. Можете догадаться, как это происходило: да, люди занимали очередь на улице. «Как еще?» — жители агрогородка привычным жестом пожимают плечами.

При этом на работу сотрудников отделения ни у кого из жителей агрогородка нареканий нет. По сути, они и так выполняют больше, чем должны. Только вот нагрузка увеличилась, а рабочий день — нет.

— Наше время рассчитано на оказание почтовых услуг: подписка, прием почтовых отправлений, заказные письма, посылки, пенсии… — перечисляет Ольга Бычко. — В учет рабочего времени и в расчет штата не берется ни прием коммунальных платежей, ни оплата услуг сотовой связи.

С 1 января в кассах почтовых отделений страны за оплату услуг интернет-провайдеров, операторов кабельного телевидения или охранной сигнализации берут комиссию в размере 60 копеек берут. А в кассах Беларусбанка за те же операции надо заплатить 2 рубля.

— Поэтому после окончания работы мы… продолжаем работать. Я тут живу больше тридцати лет. Не скажешь же человеку: «Я не буду принимать твой платеж, у меня своей работы полно». Не по-человечески это. В итоге вот так… — собеседница сумрачно вздыхает и возвращается к работе.

— А по факту она работает полный рабочий день! — возмущается почтальон Таиса Колоткевич. — Сами же видите: не встает даже. И ведь мы не специально так, вы же сами пришли, не предупреждая.

— Хотелось бы, чтобы почта работала как два года назад: до 15:45. И у людей будет возможность прийти и спокойно пользоваться услугами почты, — говорит Наталья.

— А можете представить, что вам вернут полный рабочий день?

Ольга Бычко молчит некоторое время.

— Представить это сложно, — наконец отвечает она, и в голосе слышится сомнение: — Потому что это экономически не выгодно: платить мне за семичасовую работу вместо четырех.

Об этой ситуации хорошо известно и в Столбцовском райисполкоме. Тут сразу нужно внести ясность: и работа почты, и работа банка находится вне юрисдикции районных исполнительных властей. Проблему старались решить. Связывались с областным филиалом «Белпочты» и получили предложение: установить режим работы в течение семи часов три дня в неделю. Но это не соответствовало запросу населения. Со своей стороны, райисполком предложил изменить продлить время работы с клиентами ОПС. Но эта идея не нашла поддержки уже на почте.

В областном филиале «Белпочты» мы получили ответ: в 2021 году продолжительность работы отделения почтовой связи Вишневец не изменится.

— В отделении почтовой связи нагрузка не равномерна в течение месяца и даже недели. В дни, когда пользователи услуг обращаются для оплаты платежей — время ожидания увеличивается. Режим работы отделения почтовой связи зависит от объема оказанных услуг, и, при необходимости, в него вносятся изменения. Относительно увеличения продолжительности работы отделения почтовой связи: возможно установить большее время работы несколько дней в неделю, но при этом увеличится и число выходных дней. Мы изучали эту возможность, но большой поддержки она не нашла, — ответили на почте.

Также там добавили, что в этом году все почтальоны будут обеспечены мобильными устройствами, которые позволят принимать все платежи в режиме реального времени и оплачивать услуги банковской платежной картой. А сейчас оплату платежей можно произвести у почтальона наличными деньгами.

Но мы же все помним проблему с наличностью в Вишневце, верно? Так что: да, можно. Но — нельзя.

Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились за комментарием в «Беларусбанк». Там рассказали, что их деятельность направлена как на улучшение качества и уровня обслуживания населения, так и на выполнение госзадачи по увеличению доли безналичных расчетов с использованием банковских платежных карточек и снижению затрат, связанных с обслуживанием наличного денежного оборота. Все это в совокупности приводит к снижению востребованности отделений.

Причиной для закрытия отделения в Вишневце стало снижение востребованности банковских услуг, которые предоставлялись непосредственно в отделении, что отрицательно сказывалось на результатах деятельности. Также банк учитывал, что отделение функционирует 1 раз в месяц и с 2017 года не выполняет установленные Правлением банка критерии функционирования, а в арендованном помещении отделения отсутствует централизованное отопление.

При этом в банке утверждают: в ходе подготовительных работ по закрытию отделения было получено согласие более 50% вкладчиков на обслуживание в других подразделениях.

Установка банкомата в агрогородке пока не планируется: в банке предполагают, что необходимая нагрузка на дорогостоящее оборудование не будет обеспечена.

К тому же, по словам «Беларусбанка», в населенном пункте есть альтернативные варианты снятия наличных. Так, услугой по снятию наличных можно воспользоваться в магазине ИП Костевич (у банка заключен соответствующий договор с индивидуальным предпринимателем). А наиболее востребованные операции, по словам «Беларусбанка», жители смогут осуществлять в отделении почтовой связи. Ему банк делегирует права на совершение операций по вкладам, кредитам, с банковскими платежными карточками, а в дальнейшем передаст полномочия на совершение операций по вкладам, открытие счетов и выдаче банковских платежных карточек, оформлению пакетов документов и заключению договоров на потребительские кредиты…

Что мы имеем по факту. Банку в Вишневце работать невыгодно. И он делегирует права на те услуги, которые должны оказываться им сторонней организацией. И все как будто должны быть этим довольны. За кадром остается то, что у почты есть свои обязанности; то, что покупательская способность в Вишневце не такая высокая, чтобы в кассе у предпринимателей всегда были деньги. Это неважно. Потому что невыгодно. Круг замкнулся.

Автор фото: Светлана Курейчик



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *