Мне этот бой не забыть

Важное Памяць

image_pdfimage_print

С первого дня начала Великой Отечественной войны войска Западного фронта оказались в чрезвычайно сложной ситуации.

Атаковав из района Бреста передовые части Красной армии, на северо-восток Беларуси стремительно продвигалась 2-я танковая группа генерала Гудериана, чтобы в районе Минска встретиться с наступающей из Восточной Пруссии 3-й танковой группой генерала Готта с целью взять основные силы Западного фронта танковыми группами в клещи и ликвидировать их в образовавшемся котле с помощью пехотных частей 4-й и 9-й армий. Немецкая тактика действий крупными танковыми соединениями, успешно сдавшая экзамен в Польше и Западной Европе в 1939–1940 гг., теперь была применена против СССР.

Последней серьезной водной преградой перед выходом на оперативный простор для механизированных частей Вермахта была река Неман, поэтому быстрый захват автомобильного и железнодорожного мостов в районе Столбцов имел для немцев важное стратегическое значение. Всю серьезность создавшегося положения понимало и командование Западного фронта. Для обороны железнодорожного и шоссейного мостов через Неман были направлены на станцию Столбцы бронепоезд № 60 и рота железнодорожного полка НКВД. Несколько позже по договоренности со штабом Западного фронта проходивший со стороны Барановичей через Столбцы бронепоезд РККА № 44 был остановлен и подчинен командиру бронепоезда № 60 НКВД. Бронепоезд № 44 уже успел поучаствовать в боях за Молодечно и Лиду. Командовал бронепоездом младший лейтенант Клюев. Кроме бронепоездов для обороны мостов в Столбцах был привлечен 33-й особый зенитно-артиллерийский дивизион 36-й кавалерийской дивизии 6-го кавалерийского корпуса, который с началом войны возвращался с учебного полигона под Минском для соединения со своей дивизией. Командовал дивизионом капитан Синяговский. В обороне станции Столбцы приняли участие и воины-железнодорожники 5-го отдельного восстановительного батальона 6-й железнодорожной бригады под командованием капитана Соколова. Общее командование обороной принял, как старший по званию, прибывший из Барановичей командир 6-й железнодорожной бригады полковник Церухов. Подразделения 33-го особого зенитно-атиллерийского дивизиона заняли оборону на западной окраине Столбцов. Бронепоезда № 60 и № 44 под прикрытием маскировки расположились на станции. 25, 26, 27 июня батареям зенитных орудий дивизиона почти без перерыва приходилось отбивать многочисленные налеты вражеской авиации. 27 июня дивизион вступил в смертельную схватку с танками и пехотой противника. Зенитчики-кавалеристы сражались отважно.

На здании железнодорожного вокзала в г. Столбцы размещена вывеска, отражающая события того времени

Фашистские танки и мотопехота устремились в направлении к шоссейному и железнодорожному мостам. Навстречу им из укрытий вышли бронепоезда. По противнику был открыт артиллерийский и ружейно-пулеметный огонь бронепоездами. Горели танки, бронетранспортеры, автомашины, многие погибли. Красноармейцы контратаками отбрасывали врага. Подтянув артиллерию, немцы обрушили на защитников Столбцов шквал ответного огня. Оба бронепоезда были серьезно искалечены, однако не утратили способность передвигаться.

В этот день враг так и не смог занять Столбцы. Однако назавтра защитникам города пришлось отступить на восточный берег Немана. 28 июня город был оккупирован немецкими войсками.

Герои обороны города в самое тяжелое для них время с честью выполнили свой воинский долг.

Валерий ДЕДИК



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *