Зарина, слушай! Маленькая столбчанка учится жить в мире со звуками

Главное Соцыум

image_pdfimage_print

Девочка подносит камешек к уху. Замирает. За ее спиной раздается негромкий свист. Она кивает и бросает камешек в сундучок. Для большинства в этом механическом действии нет ничего существенного: услышал — сделал. Но для Зарины Головаченко оно гораздо значительнее. Это подтверждение того, что у нее есть слух. Слух, которого она была лишена с рождения. 

С семьей Зарины — Катей и Сергеем из Столбцов — мы (корреспондент МЛЫН.BY) встречаемся в Минске. Они приехали на настройку аппарата, который позволяет их дочери слышать. Сурдопедагог (специалист по обучению глухих и слабослышащих детей — Прим.авт.) перемещается в разные углы комнаты, дожидается, пока внимание полуторалетней Зарины переключится и издает звук: то хлопок, то щелчок, то треск, то стук. Инженер отслеживает их интенсивность. Важно, чтобы звуки не искажались, не были выше или ниже настоящей тональности. Когда они становятся громче, Зарина расстраивается и хныкает. Она еще не привыкла к звучности этого мира. Со специальным прибором Зарина живет только четвертый месяц.

Почему ее не трогают звуки?

Беременность и роды Кати протекали легко, и материнство шло безоблачно. Но вот пришло время первых слов. Катя с Сергеем с нетерпением гадали, кого назовут первым: маму или папу? Но Зарина не заговаривала.

— Были звуки, но все больше рычащие, странные, — рассказывает Катя. — Мы недоумевали и расстраивались. Иногда замечали, что Зарина не реагирует на свое имя. Но всегда стараешься не предполагать худшее. Поэтому успокаивали себя: вдруг просто заигралась? Засмотрелась на мультик? Когда ребенок маленький, сложно понять, действительно ли он тебя услышал или же отреагировал на что-то другое.

Тревогу, которые Катя и Сергей старались подавить, начала разделять и бабушка Зарины. И тогда, еще не желая верить в страшное, они решили самостоятельно проверить слух дочери: включали музыку, стучали в барабаны, хлопали в ладоши. И огорчались все больше и больше.

— Я вспоминала, как Зарина не реагировала на голоса пришедших гостей, на звуки телефона. Не оборачивалась, когда лопнул шарик или упала бутылка. Когда я это сознала, то схватила ребенка и полетела в больницу.

Со Столбцов Катю направили в Боровляны. Местный сурдолог глухоту не наблюдала, но по настоянию родителей рекомендовала обратиться в РНПЦ оториноларингологии. Там Зарине и поставилидиагноз: двусторонняя хроническая нейросенсорная тугоухость, глухота по ВОЗ.

Оказалось, и Катя, и Сергей — носители генетической мутации. В 25% случаев дети от таких браков имеют врожденное нарушение слуха. Зарина и попала в эту печальную статистику.

Слышать, чтобы говорить

— Мы были готовы к подобной новости, но, когда узнали о диагнозе, все равно стало очень страшно. Как моя девочка будет с этим жить?! А сурдолог сразу сказала: проблема решаема! Сейчас нужно сделать все, чтобы Зарина заговорила. Это и стало нашей целью, — рассказывает Катя.

Зарине решили установить кохлеарный имплантат — что-то вроде «электронного уха». Внутренняя его часть — это активный электрод, который стимулирует сохранившиеся волокна слухового нерва и передает звуковую информацию. Наружная часть импланта — это речевой процессор. Он работает как микрофон, воспринимает звуки извне.

— В Беларуси операцию на одно ушко, к счастью, можно сделать бесплатно. Перед этим Зарина несколько месяцев носила слуховой аппарат — всегда есть шанс, что он улучшит слух. Но в нашем случае изменений не было, и поэтому мы с нетерпением ждали операции. Зарине провели ее в год и два месяца. Это идеальное время! Имплантат лучше всего устанавливать детям до трех лет. Иначе есть риск, что ребенок так и не заговорит, — поясняет Екатерина.

В Интернете вы наверняка встречали ролики, где детям с глухотой устанавливают слуховой аппарат, и они с радостью и удивлением озираются вокруг. С кохлеарными имплантатами все иначе. Мозг не привык — не умеет! —обрабатывать звуки. Поэтому, чтобы не испугать ребенка, сначала они подаются очень тихими. Первое время дети могут даже не обращать на них внимания!

— Только спустя неделю-две после подключения аппарата Зарина начала интересоваться музыкальными игрушками, звуками, даже стала имитировать то, что слышит!

Операции предшествовали всевозможные анализы и проверки. Родители девочки побывали на приеме у психолога и психиатра, а затем и на специальной комиссии, где рассматривали возраст Зарины и ее состояние. Ведь есть болезни, при которых подобное вмешательство запрещено. Также специалисты выясняли, насколько родители Зарины готовы к дальнейшей работе. Ведь недостаточно просто установить имплантат: нужно научить ребенка воспринимать звуки!

Хороший слух — это работа

— Операция — это только первый этап, — кивает Катя. — Чтобы ребенок заговорил, социализировался и рос наравне со сверстниками, родителям нужно приложить очень много усилий. Заниматься с ребенком постоянно — каждый час.

По сути, все, что окружает Зарину, может стать заданием. Ее родители уже на автомате обращают внимание девочки на каждый звук: вот это — вертолет, а это — птица, а это — гром! Вместе с мамой Зарина поет и танцует, а когда Катя занимается готовкой, то лишний раз потрясет банкой — взглянуть, услышит ли это Зарина. Та быстро стала отличать игры от занятий, для которых нужно прикладывать усилия. Чтобы заинтересовывать Зарину тренировкой слуха, Катя и Сергей постоянно ищут все новые и новые упражнения, которые могли бы увлечь и одновременно обучить их дочь.

Важны как безусловные, так и условные реакции на звуки. Упражнение с камешками и звуками — направлено на выработку условно-двигательных реакций. По словам Кати, оно очень важное:

— Камешки могут меняться на кубики или элементы пирамидки, главное — чтобы Зарина действовала только после звука. Я удивлена, что она освоила это упражнение настолько быстро. Это в первую очередь заслуга нашего сурдопедагога: каждое занятие с ней начиналось и заканчивалось этой игрой.

Жить на полную громкость

По словам специалистов, нужно делать все возможное, чтобы обеспечить ребенку полноценный слух. Для этого нужен имплантат на второе ухо. Чем раньше его установят, тем быстрее слуховой нерв начнет стимулироваться. И тем больше шансы на жизнь без ограничений.

— Когда слышит только одно ухо, человек сталкивается с большими трудностями, — добавляет Катя. — Не может ориентироваться в пространстве, ему тяжело справляться с шумом. Если Зарину окликнут в классе или магазине, она просто не поймет, откуда ее позвали. А когда пойдет в школу или университет, ей будет очень трудно отличать голос преподавателя и учиться.

Операцию на второе ухо Зарине хотят делать в Польше. Ее стоимость — 32 тысячи евро! Сумма для семьи неподъемная, а сроки поджимают: ведь с каждым месяцем Зарина становится все старше.

Но Катя и Сергей не отчаиваются и объявляют благотворительный сбор. В нем может поучаствовать любой, кто хочет помочь Зарине услышать мир во всем его многообразии. Родители Зарины верят: у них все получится. И, конечно, с нетерпением ждут, когда Зарина произнесет первые слова — те самые долгожданные «мама» и «папа».

Если вы хотите помочь Зарине Головаченко, перевести средства можно на:

1. Благотворительные счета «Беларусбанк»:

  • в белорусских рублях: BY04 AKBB 3134 0000 0085 2007 0000
  • в долларах США: BY34 AKBB 3134 1000 0047 8007 0000
  • в российских рублях: BY28 AKBB 3134 3000 0039 4007 0000
  • в евро: BY62 AKBB 3134 2000 0042 1007 0000

2. Карта «Беларусбанк» 4255 1901 2246 0598, срок действия карты 07/24

3. Быстрый способ помощи — номер мобильного телефона: 8033-602-69-67.

Назначение платежа — операция по установке кохлеарного имплантата Зарине Головаченко.

Автор статьи: Екатерина Сиводедова

Автор фото: из архива героев



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *